Вс 12 2020 11:11:49

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Узбекистан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ-/В». Прогноз по рейтингам остается «Негативным».

Прогноз «Негативный» отражает возможность того, что внешний долг и долг расширенного правительства Узбекистана могут продолжить быстро увеличиваться.

S&P Global Ratings отмечает, что агентство может понизить рейтинги в ближайшие 12 месяцев, если будет полагать, что быстрый рост внешнего долга правительства, наблюдавшийся в последние годы, не замедлится в соответствии с ожиданиями агентства, например, если текущие потребности в инвестициях приведут к большему, чем ожидалось, дефициту бюджета или внешнему дефициту.

«Кроме того, мы можем понизить рейтинги, если уровень долларизации экономики значительно увеличится, несмотря на недавние реформы, или если мы будем отмечать ухудшение показателей ключевых государственных компаний, приводящее к материализации условных обязательств для правительства», - подчеркивает S&P Global Ratings.

S&P Global Ratings может подтвердить рейтинги, если темпы роста внешнего долга или долга расширенного правительства замедлятся в среднесрочной перспективе в соответствии с ожиданиями базового сценария агентства по мере ускорения роста экономики и увеличения поступлений по счету текущих операций (СТО), что позволит смягчить давление со стороны дополнительных внешних заимствований.

Растущая интеграция страны с мировой экономикой и реформирование государственных компаний могут стать поддерживающими рейтинговыми факторами, если они приведут к большему потенциалу роста экономики и большей устойчивости государственных компаний. Дальнейшая диверсификация базы доходов правительства или структуры экспорта также будет поддерживать уровень рейтингов.

 «Негативный» прогноз отражает точку зрения S&P Global Ratings относительно того, что темпы роста внешнего долга и долга расширенного правительства могут не замедлиться до 2023 г. Начиная с 2018 г. Узбекистан использовал значительную фискальную гибкость за счет очень сильных бюджетных и внешнеэкономических показателей. 

«С нашей точки зрения, возможности дальнейшего значительного увеличения внешнего долга при текущем уровне рейтинга уменьшились. Это обусловлено резким увеличением внешнего долга Узбекистана в последние годы, связанным с планами правительства по улучшению инфраструктуры и модернизации экономики», - отмечает агентство.

«Мы также ожидаем роста внешнего долга в краткосрочной перспективе в связи с расходами, обусловленными мерами по борьбе с пандемией COVID-19. Тем не менее мы ожидаем более избирательного подхода к реализации проектов в период до 2023 г., что позволит в некоторой степени снизить темпы роста внешнего долга-брутто. Будет ли позитивный экономический эффект от инвестиций в инфраструктуру достаточным для того, чтобы смягчить ухудшение бюджетных и внешнеэкономических показателей, остается неясным, и, по всей вероятности, он материализуется уже после 2023 г.», - говорится в сообщении S&P Global Ratings.

Внешнеэкономическая позиция Узбекистана остается достаточно сильной по сравнению со странами с сопоставимыми рейтингами. Чистый долг правительства остается низким и поддерживает уровень рейтингов. 

«Мы ожидаем, что долг правительства за вычетом ликвидных активов вырастет до 8% ВВП к концу 2020 г., тогда как в конце 2018 г. чистые активы превышали долговые обязательства на 9% ВВП. В 2021-2023 гг. мы ожидаем снижения темпов роста долга, при котором рост отношения «чистый долг / ВВП» в среднем будет составлять около 4,6%. Это будет означать резкое замедление роста долга по сравнению с 2019-2020 гг., когда, по нашим оценкам, в среднем он рос примерно на 8% ВВП. В 2020 г. правительство ожидает дополнительных расходов в размере 1,3 млрд долл. (2,2% ВВП) в связи с мерами по борьбе с пандемией COVID-19, однако большая часть заимствований будет направлена на финансирование текущих расходов правительства и крупных инвестиционных планов. Продолжение быстрого роста долга может, с нашей точки зрения, негативно повлиять на гибкость бюджета правительства. Правительство Узбекистана преимущественно осуществляет заимствования за рубежом. Вместе с тем мы отмечаем, что значительная часть госдолга привлекается на льготных условиях», - отмечает агентство.

«Наши рейтинги Узбекистана ограничены низким уровнем благосостояния, измеряемым показателем ВВП на душу населения. С нашей точки зрения, принимаемые политические решения труднопредсказуемы, учитывая высокую централизацию процесса принятия решений и недостаточно развитые в международном контексте подотчетность институтов и систему сдержек и противовесов. Рейтинги Узбекистана также ограничены низким уровнем гибкости денежно-кредитной политики», - подчеркивает агентство.

«В течение последних двух лет Правительство Узбекистана добилось прогресса в проведении реформ и выполнении задач по модернизации экономики, что должно способствовать повышению продуктивности экономики и институционального потенциала правительства. Однако несмотря на позитивную тенденцию, связанную с укреплением институтов, мы полагаем, что Узбекистан начинает развитие с невысокого уровня. Мы считаем, что процесс принятия решений останется в высокой степени централизованным, сконцентрированным в руках президента, что делает процесс принятия решений менее предсказуемым. Мы отмечаем, что система сдержек и противовесов между институтами власти по-прежнему недостаточно развита. Кроме того, сохраняется неопределенность в отношении будущей передачи власти, несмотря на достаточно мягкий ее переход к президенту Шавкату Мирзиёеву в 2016 г.», - подчеркивается в сообщении S&P Global Ratings.

«Широкомасштабные реформы, проводимые правительством, включали меры по укреплению независимости органов юстиции, отмене ограничений на свободу слова, а также повышению подотчетности органов власти гражданам. Кроме того, реформы включали принятие антикоррупционного законодательства, повышение прозрачности экономической статистики, а также либерализацию условий торговли и валютных операций. Правительство разрабатывает закон о приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения; кроме того, ожидаются дальнейшие реформы в сельскохозяйственном секторе — после отмены госзаказов на хлопок», - отмечает агентство.

Продолжаются реформы в секторе государственных предприятий и банковской системе. Крупные государственные предприятия принимают меры по повышению качества корпоративного управления и повышению прозрачности, в том числе публикуют аудированную финансовую отчетность. Правительство Узбекистана работает над разукрупнением и корпоратизацией крупных государственных предприятий горнодобывающей и энергетической отраслей. Мы отмечаем недавнее создание Министерства энергетики, которое будет осуществлять регуляторный надзор за нефтегазовой и электроэнергетической отраслями. Правительство также планирует подготовить к приватизации несколько государственных компаний меньшего размера. Ожидается, что это положит начало для более сложной, но экономически перспективной приватизации более крупных государственных предприятий.

В октябре 2019 г. правительство инициировало всеобъемлющую реформу банковского сектора. Предполагается, что реформа поможет банкам вести деятельность, в большей степени ориентированную на достижение коммерческих целей. Более 4 млрд долл., ранее выданных банками государственным предприятиям в качестве кредитов за счет средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан (ФРРУ), были переданы фонду. Кроме того, около 1,5 млрд долл, кредитов со стороны ФРРУ были переданы банкам для конвертации этих средств в капитал в целях повышения капитализации сектора. Эти меры также способствовали снижению уровня долларизации банковского сектора. Помимо этих изменений, которые касаются балансов банков, правительство предприняло регуляторные меры, которые должны способствовать сокращению объема субсидируемых кредитов и стимулировать кредитование в национальной валюте. Насколько мы понимаем, правительство планирует приватизировать часть пакетов акций некоторых государственных банков в период до 2025 г.

«Мы полагаем, что продолжающийся переход от экономики, управляемой государством, к более рыночной экономике может способствовать повышению ее продуктивности, привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и сокращению оттока средств из бюджета. Привлечение ПИИ является приоритетной задачей правительства. В настоящее время приток ПИИ ограничен и сконцентрирован в добывающих отраслях, в частности в сфере добычи природного газа. Приток ПИИ-нетто увеличился в 2019 г. примерно до 2,3 млрд долл, (по сравнению с 600 млн долл, в 2018 г.).», - говорится в сообщении агентства.

S&P Global Ratings прогнозирует снижение темпов экономического роста до 0,5% в 2020 г. вследствие влияния пандемии COVID-19 и слабых показателей основных торговых партнеров Узбекистана ввиду низких цен на нефть. Правительство Узбекистана оперативно принимало меры, направленные на сдерживание пандемии, остановив международное транспортное сообщение и ограничив передвижение внутри страны. Масштабные мероприятия были отменены, а учебные учреждения — школы и университеты функционировали в удаленном режиме. Кроме того, были установлены ограничения в отношении работы предприятий розничной торговли. Наиболее строгие ограничения действовали в период с марта по май и с июля по август 2020 г. Правительство начало постепенно смягчать ограничительные меры, поскольку число новых случаев заражения COVID-19 снижается. В период действия ограничений крупные сектора экономики продолжали работать, в частности сельскохозяйственный сектор и промышленность, включая производство продуктов питания, обрабатывающую промышленность, нефтепереработку, металлургию и добычу полезных ископаемых. Также продолжалась реализация крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов (иногда более медленными темпами из-за задержек, связанных с обеспечением дополнительных мер безопасности).

Правительство Узбекистана профинансировало ряд мер поддержки, направленных на борьбу с последствиями пандемии. Изначально эта сумма составляла около 1 млрд долл., но была увеличена в ожидании второй волны пандемии. В этом году правительство потратило около 1,1 млрд долл, из 1,3 млрд долл. (2,2% ВВП) бюджетных средств, дополнительно выделенных на расходы, связанные с COVID-19:

- около 100 млн долл. — на реализацию мер в сфере здравоохранения, связанных со сдерживанием распространения пандемии;

- 870 млн долл. — на поддержку предпринимательства, сохранение уровня занятости и финансирование инфраструктурных проектов;

- около 70 млн долл. — на поддержку домохозяйств с низким уровнем дохода.

Центральный банк Республики Узбекистан (ЦБРУ) организовал возобновляемые кредитные линии в размере около 3 млрд долл, для поддержки частного бизнеса, обеспечения дополнительной ликвидности для банковского сектора и банкоматов. При этом организации, работающие в ключевых секторах экономики, имеют возможность отложить выплаты по обслуживанию долга без применения к ним штрафных санкций.

S&P Global Ratings ожидает, что в период прогнозирования (до 2023 г.) темпы роста реального ВВП будут составлять в среднем около 5% в год за счет роста в секторе услуг, роста производства и добычи природных ресурсов. Строительный сектор обеспечивает небольшую, но увеличивающуюся долю ВВП. Долгие годы экономика была в значительной степени государственной и все еще зависит от госпредприятий, которые вносят значительный вклад в ВВП страны. Вместе с тем успешные реформы в секторе государственных предприятий, включая модернизацию операционной деятельности и выведение их на безубыточный уровень, могут привести к большему потенциалу роста экономики Узбекистана. Узбекистан располагает значительными запасами природных ресурсов, в том числе запасами различных полезных ископаемых, экспорт которых ранее обеспечивал профициты СТО. Узбекистан входит в число 20 крупнейших мировых производителей природного газа, золота, меди и урана.

Население Узбекистана - достаточно молодо: почти 90% граждан находятся в трудоспособном возрасте или еще не достигли его, что создает возможности для роста экономики за счет увеличения предложения рабочей силы. «Тем не менее, с нашей точки зрения, ситуация в стране остается сложной в плане покрытия предложения рабочей силы спросом. Несмотря на устойчивый рост, показатель ВВП на душу населения остается низким и, по прогнозам, составит около 1 700 долл, в конце 2020 г.», - отмечается в сообщении S&P Global Ratings.

По прогнозам S&P Global Ratings, в 2020 г. дефицит бюджета составит 7,5% ВВП, поскольку правительство увеличивает расходы в связи с мерами по борьбе с пандемией COVID-19, а темпы роста государственных инвестиций и расходов на модернизацию остаются повышенными. 

«Мы полагаем, что после 2020 г. правительство продолжит увеличивать социальные расходы в таких сферах, как образование и здравоохранение, при этом капитальные расходы останутся высокими ввиду планов правительства в отношении инвестиций. В настоящее время социальные расходы составляют более 50% расходов правительства. В 2019 г. в стране была осуществлена реформа налоговой системы, результатом которой стало увеличение доходов на 25% относительно уровня 2018 г. В рамках этой реформы был упрощен Налоговый кодекс и снижены некоторые налоговые ставки, что обусловило рост налоговой базы и улучшение собираемости налогов. Прозрачность бюджетного процесса возросла, поскольку правительство включило в бюджет внебюджетные расходы, в частности связанные с ФРРУ», - отмечает агентство.

По оценкам агентства, к концу 2020 г. долг расширенного правительства составит 21 млрд долл. (37% ВВП). Долг расширенного правительства представлен в основном внешними обязательствами, номинированными в иностранной валюте, что обусловливает его зависимость от изменений валютного курса. 

«Мы отмечаем девальвацию национальной валюты на 14% в 2019 г. и ожидаем ее обесценения на 10% в 2020 г., что обусловит увеличение долга, номинированного в сумах. Помимо еврооблигаций и долга по обязательствам в национальной валюте (около 5,2 трлн сумов, или около 500 млн долл., в конце 2020 г.), долг правительства почти поровну состоит из средств, полученных от других правительств и международных финансовых организаций. Мы включаем в нашу оценку долга расширенного правительства внешние обязательства государственных предприятий, имеющих гарантии государства, принимая во внимание текущую поддержку, получаемую ими со стороны государства. Поскольку реформы в секторе государственных предприятий продолжаются, если станет очевидной необходимость значительной господдержки, мы можем пересмотреть нашу оценку условных обязательств. Расходы правительства на обслуживание и погашение долга невысоки в связи с его преимущественно льготным характером. По нашим оценкам, процентные выплаты будут составлять около 2% доходов в среднем в течение периода нашего прогнозирования», - подчеркивает S&P Global Ratings.

Правительство Узбекистана стало нетто-должником в 2019 г., однако объем долга Узбекистана по-прежнему ниже, чем у сопоставимых стран. S&P Global Ratings ожидает, что чистый долг расширенного правительство увеличится до 18% ВВП к 2023 г. Активы правительства составляют около 25% ВВП и размещены главным образом в ФРРУ, который был основан в 2006 г. и изначально финансировался за счет вливаний со стороны правительства. Фонд получал доходы при продаже золота, меди и газа по ценам выше определенных цен отсечения. В нашей оценке объема чистых активов правительства мы учитываем лишь ту часть активов фонда, которая размещена за рубежом, поскольку считаем, что внутренние активы фонда (состоящие из кредитов государственным организациям и вливаний в капитал банков) по большей части неликвидны.

«Мы ожидаем, что дефицит СТО снизится с 5,8% в 2019 г. примерно до 5,4% ВВП в 2020 г. Несмотря на сокращение объемов экспорта, в том числе экспорта газа, и снижение поступлений от туризма (растущей составляющей экспорта услуг), показатели СТО поддерживаются более высокими ценами на золото, ограничением импорта и стабильными денежными переводами от граждан, работающих за рубежом. Эти переводы являются важной составляющей СТО, поскольку большое число граждан Узбекистана работает за пределами страны, в частности в России. Экспорт страны по-прежнему сильно зависит от сырьевых товаров; основным экспортным товаром является золото. Мы ожидаем, что дефицит СТО в среднем будет составлять около 6% ВВП в период нашего прогнозирования в результате восполнения потребностей экономики, особенно в области средств производства и высокотехнологичных товаров, необходимых для модернизации. Объемы импорта товаров широкого потребления, вероятно, также останутся на высоком уровне на фоне снизившихся ограничений для торговли», - отмечает агентство.

В период прогнозирования дефициты СТО в основном будут финансироваться за счет долга. По прогнозам S&P Global Ratings, в 2020 г. Узбекистан займет позицию внешнего нетто-должника, если принимать во внимание только ликвидные внешние активы государственного и финансового секторов. Мы оцениваем рассчитываемый нами показатель внешней ликвидности (совокупные потребности во внешнем финансировании / поступления по СТО + доступные резервы) — 85% — как относительно сильный, отмечая тот факт, что внешний долг имеет долгосрочный характер, и принимая во внимание наличие значительного объема резервов. 

«Мы ожидаем, что объем ПИИ будет расти в течение периода нашего прогнозирования. Мы также отмечаем, что способность органов власти собирать и предоставлять статистику в отношении внешнеэкономических показателей (включая полноту охвата, своевременность и прозрачность) улучшается», - отмечает агентство.

«Наша оценка резервных активов центрального банка включает значительные запасы монетарного золота. Золото, добываемое в Узбекистане, приобретается исключительно центральным банком. Центральный банк приобретает золото, используя национальную валюту, и продает доллары США на внутреннем рынке с целью компенсации роста резервов из-за увеличения запасов золота. Мы не учитываем активы ФРРУ в составе резервов центрального банка, а считаем их внешними государственными активами, поскольку расцениваем их как бюджетные резервы», - говорится в сообщении агентства.

S&P Global Ratings ожидает, что долларизация кредитного портфеля банковской системы (49% по состоянию на октябрь 2020 г.) останется на уровне около 50% в течение следующего года, а затем этот показатель будет снижаться в результате реформы банковского сектора. Наряду с передачей кредитов банковского сектора, номинированных в долларах США, объемом 4 млрд долл., конвертация кредитов в размере 1,5 млрд долл, в кредиты в национальной валюте и увеличение объемов розничного и коммерческого кредитования в национальной валюте должны способствовать сохранению тенденции к снижению уровня долларизации банковской системы. Уровень доллларизации депозитов составляет около 43% (данные по состоянию на октябрь 2020 г.), и мы ожидаем, что темпы роста депозитов в национальной валюте будут превышать темпы роста вкладов в иностранной валюте. На наш взгляд, снижение уровня долларизации должно способствовать повышению эффективности механизмов трансмиссии денежно-кредитной политики. Тем не менее наша оценка денежно-кредитной политики по-прежнему ограничивается высоким уровнем инфляции.

В качестве позитивного фактора мы отмечаем тот факт, что центральный банк осуществляет переход к инфляционному таргетированию, который, однако, по нашим оценкам, займет несколько лет. Несмотря на то, что девальвация валюты в сентябре 2017 г. в основном уже оказала влияние на экономику, мы ожидаем, что темпы инфляции будут составлять в среднем около 10% на протяжении горизонта нашего прогнозирования. Более открытая торговая политика позволила приблизить внутренние цены к региональным и мировым, оказывая инфляционное давление на цены на товары, производимые в Узбекистане. Повышение зарплат в общественном секторе и либерализация регулируемых цен также могут обусловить инфляционное давление в период нашего прогнозирования. Снижение объема кредитов экономике окажет дефляционное воздействие в период нашего прогнозирования — до 2023 г. Мы отмечаем, что ввиду влияния пандемии COVID-19 и снижения инфляционных ожиданий центральный банк понизил ставку рефинансирования с 16% до 14%.

Одна из наиболее значимых экономических реформ в Узбекистане — либерализация валютного режима в сентябре 2017 г. Был совершен переход от скользящей привязки (на тот момент обменный курс был выше, чем на черном рынке) к управляемому гибкому курсу валют. Сначала мы отмечали случаи значительного вмешательства центрального банка в деятельность валютного рынка, однако в настоящее время вмешательство осуществляется лишь в целях снижения волатильности. Относительно непродолжительный период действия гибкого валютного курса ограничивает нашу оценку гибкости денежно-кредитной политики — так же, как и существующая, по нашему мнению, вероятность Одна из наиболее значимых экономических реформ в Узбекистане — либерализация валютного режима в сентябре 2017 г. Был совершен переход от скользящей привязки (на тот момент обменный курс был выше, чем на черном рынке) к управляемому гибкому курсу валют. Сначала мы отмечали случаи значительного вмешательства центрального банка в деятельность валютного рынка, однако в настоящее время вмешательство осуществляется лишь в целях снижения волатильности. Относительно непродолжительный период действия гибкого валютного курса ограничивает нашу оценку гибкости денежно-кредитной политики — так же, как и существующая, по нашему мнению, вероятность политического вмешательства в процесс принятия решений центральным банком.

 
 

+998 71 2815040

Узбекистан, Ташкент Яккасарайский район, проспект Бобура 14


* - Обязательно для заполнения