Пт 10 2020 09:27:39

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Fitch Ratings присвоило узбекистанской гидрогенерирующей компании АО Узбекгидроэнерго долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной валюте «B+» со «Стабильным» прогнозом.

Fitch рейтингует Узбекгидроэнерго на основе подхода «сверху-вниз» на одну ступень ниже относительно рейтинга Узбекистана («BB-»/прогноз «Стабильный») в соответствии с методологией рейтингования компаний, связанных с государством. 

«Это отражает нашу оценку связей компании с конечным акционером, Узбекистаном, и ее кредитоспособность на самостоятельной основе, которую мы оцениваем на уровне «b», - отмечает агентство.

Fitch расценивает общий уровень связей между Узбекгидроэнерго и государством как сильный. Это отражено в оценке фактора статуса, собственности и контроля «сильный уровень» в значительной мере ввиду непрямой мажоритарной собственности государства и включения компании в перечень стратегически значимых предприятий для государства и оценке фактора истории предоставления поддержки «очень сильный уровень» ввиду гарантии от государства по 100% долга компании, хотя объем гарантии может уменьшиться после привлечения в будущем негарантированного финансирования программы капвложений.

Государственная поддержка включает освобождение от уплаты налогов до 2022 г. и минимальные дивидендные выплаты материнской структуре, что, как мы ожидаем, продолжится до тех пор, пока капвложения не достигнут пиковых уровней.

Оценка фактора социально-политических и финансовых последствий в случае дефолта «умеренный уровень»: фактор социально-политических последствий в случае гипотетического дефолта имеет оценку «умеренный уровень», поскольку рыночная доля компании в Узбекистане составляет всего 10% и предоставляемые компанией услуги могут быть замещены лишь с временными перебоями, а проекты развития компании могут быть отложены.

Фактор финансовых последствий в случае дефолта также имеет оценку «умеренный уровень», поскольку потенциальный дефолт не должен оказать существенное влияние на доступность и стоимость финансирования для государства и других государственных компаний с учетом недиверсифицированной базы фондирования компании.

Кредитоспособность на самостоятельной основе «b»: кредитоспособность Узбекгидроэнерго на самостоятельной основе отражает хороший бизнес-профиль при монопольной позиции в сегменте гидроэлектрогенерации в Узбекистане, развивающуюся регулятивную систему и риски, связанные с общей операционной средой в Узбекистане. 

Тарифы подвержены влиянию развивающейся регулятивной среды в Узбекистане и являются краткосрочными, что делает прибыль компании менее прогнозируемой по сравнению с сопоставимыми электроэнергетическими компаниями СНГ, которые осуществляют деятельность в соответствии с регулятивными режимами с более сформированной историей и имеют активы более высокого качества.

Кредитоспособность компании на самостоятельной основе также учитывает вероятное ухудшение финансового профиля ввиду ожидаемого увеличения капрасходов, финансируемых за счет заимствований.

Ожидается отрицательный свободный денежный поток: Узбекгидроэнерго планирует осуществление существенных капвложений в рамках утвержденной государством программы в размере свыше 2 млрд. долл. (24 225 млрд. узбекских сумов) в 2020-2030 гг. По ожиданиям Fitch, свободный денежный поток у компании будет в существенной степени отрицательным в течение рейтингового горизонта. Компания планирует финансировать инвестиционную программу в значительной мере за счет заемных средств в основном от международных финансовых организаций.

«Мы рассматриваем планируемые значительные инвестиции компании как оппортунистические и полагаем, что они могут быть отложены ввиду более низких объемов производства электроэнергии или более низкого, чем ожидается, роста тарифов на электроэнергию на фоне замедления экономики страны, - подчеркивает Fitch.

Капвложения обусловливают увеличение левериджа: Fitch полагаеn, что осуществление агрессивной инвестиционной программы, которая в значительной мере будет финансироваться за счет заемных средств, обусловит существенное ухудшение показателей кредитоспособности компании. По ожиданиям Fitch, валовый леверидж по денежным средствам от операционной деятельности (FFO) ухудшится примерно до 3x в 2020 г. (по сравнению с 1,6x в 2019 г.) и в среднем будет составлять 4,5x в 2021-2024 гг. ввиду значительной программы капвложений согласно консервативным допущениям агентства.

В то же время компания имеет некоторую гибкость в плане капрасходов и может отложить ряд проектов в случае недостаточного финансирования или риска ухудшения левериджа сверх приемлемых уровней, например, если отношение суммарного долга к EBITDA превысит уровень 3,0x.

Высокий валютный риск: компания подвержена риску валютных колебаний, поскольку весь ее долг в размере 1 382 млрд. сумов (145 млн. долл.) на конец 2019 г. был номинирован в долларах США, в то время как основная часть выручки номинирована в местной валюте (сумах). Компания не хеджирует свои валютные риски. Кроме того, компания планирует продолжить финансировать будущие капвложения за счет заимствований, привлекаемых в иностранной валюте. Мы предполагаем продолжение девальвации сума относительно иностранных валют (сум уже снизился на 9% относительно доллара США в 2020 г.), что может в будущем ослабить финансовый профиль компании.

Коронавирус оказывает минимальное влияние: агентство ожидает, что Узбекистан будет в числе немногих стран, которым удастся избежать сокращения экономики в 2020 г.

«Также мы не рассматриваем снижение потребления как риск для компании, поскольку производители электроэнергии с низкими затратами имеют приоритет над компаниями тепловой генерации согласно порядку ранжирования и более низкий риск объемов, в то время как объемы производства зависят от уровней воды в реках, которые были низкими в 1 пол. 2020 г., как с учетом сезонности, так и в сравнении со средним за несколько лет уровнем», - отмечает агентство.

«Как следствие, мы ожидаем, что объемы производства у компании в 2020 г. снизятся примерно на 16% к предыдущему году главным образом ввиду более слабых гидроресурсов и постепенно нормализуются начиная с 2021 г. на фоне нормализации гидрометеорологических условий, а также с учетом новых, введенных в эксплуатацию мощностей», - добавило агентство Fitch.

Развивающееся регулирование: регулятивный режим в электроэнергетической отрасли в Узбекистане имеет короткую историю существования, и мы рассматриваем его как менее прозрачный и предсказуемый, чем в России, Казахстане и Грузии. Тарифы компании утверждаются министерством финансов с учетом объявленных операционных расходов компании и частично покрывают значительную программу капвложений компании в расширение.

Одногодичные тарифы, потенциальная либерализация рынка: тарифы компании утверждаются на один год и исторически находились на уровне или даже превышали уровень инфляции. 

«Мы ожидаем, что тарифы вырастут в среднем на 11% в 2020-2025 гг., что ниже допущений компании. Вместе с тем рост тарифов может сдерживаться с учетом социальных факторов. Менеджмент ожидает перехода на прямые контракты с крупными промышленными компаниями после завершения крупной гидроэлектростанции с 2024 г., что не учитывается в нашем рейтинговом сценарии», - отмечает Fitch.

Узбекгидроэнерго осуществляет деятельность в более слабой операционной среде по сравнению с другими рейтингуемыми Fitch электроэнергетическими компаниями региона Европы, Ближнего Востока и Африки. Тарифы подвержены влиянию развивающейся регулятивной среды в Узбекистане и являются краткосрочными, что делает прибыль компании менее прогнозируемой по сравнению с сопоставимыми электроэнергетическими компаниями СНГ, которые осуществляют деятельность в соответствии с регулятивными режимами с более сформированной историей и имеют активы более высокого качества.

Кредитоспособность Узбекгидроэнерго на самостоятельной основе «b» подкрепляется монопольной позицией компании в сегменте гидроэлектрогенерации в Узбекистане. Как следствие, компания имеет более благоприятные позиции с точки зрения генерации, чем другие рейтингуемые сопоставимые компании, поскольку гидрогенерация имеет приоритет над теплогенерацией согласно порядку ранжирования. В то же время Узбекгидроэнерго имеет меньший масштаб деятельности (исходя из суммарной установленной мощности) и более концентрированную клиентскую базу. Как следствие, мы рассматриваем бизнес-профиль компании в целом как немного более слабый.

Финансовые показатели компании за 2019 г. являются сильными относительно сопоставимых компаний, но оценка кредитоспособности компании на самостоятельной основе «b» отражает потенциальное давление на показатели кредитоспособности ввиду увеличения капрасходов. Финансовый профиль у Узбекгидроэнерго является более слабым, чем у Самрук-Энерго, Казахстанских коммунальных систем, Грузинской нефтегазовой корпорации и Росводоканала.

 
 

+998 71 2815040

Узбекистан, Ташкент Яккасарайский район, проспект Бобура 14


* - Обязательно для заполнения