Пт 06 2020 12:18:04

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Fitch Ratings подтвердило на уровне «ВВ-» со «Стабильным» прогнозом долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») следующих четырех государственных банков Узбекистана: УАКБ Узбекский промышленно-строительный банк (далее - «Узпромстройбанк»), АКБ Асака, ОАКБ Агробанк и Микрокредитбанк. Fitch также подтвердило рейтинги устойчивости рассматриваемых банков. Полный список рейтинговых действий приведен в конце этого сообщения.

Ключевые рейтинговые факторы РДЭ, рейтинги поддержки, уровни поддержки долгосрочных РДЭ и рейтинги долга (Узпромстройбанка).

Подтверждение РДЭ рассматриваемых банков отражает мнение Fitch об умеренной вероятности поддержки со стороны правительства Узбекистана в случае необходимости, на что указывают рейтинги поддержки банков «3» и уровни поддержки их долгосрочных РДЭ «BB-». Такое мнение учитывает мажоритарную государственную собственность, существенную системную значимость (у Узпромстройбанка, Банка Асака и Агробанка), важную роль в проводимой государством экономической и социальной политике (у Агробанка и Микрокредитбанка), низкую стоимость потенциальной поддержки относительно международных резервов государства, а также историю поддержки капиталом и ликвидностью.

Fitch подтвердило рейтинги Узпромстройбанка и Банка Асака, несмотря на недавно опубликованную стратегию развития банковской системы на среднесрочную перспективу, которая предусматривает приватизацию этих банков к концу 2025 г. Это обусловлено тем, что (i) Fitch ожидает, что государство по-прежнему будет иметь очень высокую готовность предоставлять поддержку банкам, пока они находятся в его собственности, и (ii) в своем базовом сценарии агентство исходит из того, что государство сохранит мажоритарную долю собственности в обоих банках по крайней мере в течение следующих трех лет.

В то же время Fitch полагает, что оба банка существенно пересмотрят бизнес-модели и улучшат структуру управления до приватизации (при поддержке со стороны международных финансовых организаций, которые могут стать миноритарными акционерами в период до полной приватизации). Мы перестали учитывать роли банков в проводимой политике в нашей оценке поддержки для Узпромстройбанка и Банка Асака, поскольку мы ожидаем, что они продолжат переход к коммерческому бизнесу, который начался с передачи части кредитов, выданных в рамках директивного кредитования, Фонду реконструкции и развития Узбекистана («ФРРУ») в 4 кв. 2019 г.

 Рейтинги Агробанка и Микрокредитбанка принимают во внимание роли банков в проводимой политике в качестве уполномоченных банков по предоставлению спонсируемого государством субсидируемого кредитования предприятиям малого и среднего бизнеса и розничным клиентам в сельской местности Узбекистана. В соответствии с этой стратегией Агробанк и Микрокредитбанк по-прежнему будут сфокусированы на кредитовании программ развития и останутся в государственной собственности.

Способность властей предоставлять поддержку банкам, по мнению Fitch, является сильной для государства с рейтингом «BB-» с учетом умеренного размера банковского сектора относительно экономики страны. Суммарные активы в размере 29 млрд. долл. на конец 2019 г. составляли 38% от ВВП и были равны международным валютным резервам Узбекистана. Вместе с тем при оценке способности предоставлять поддержку также учитываются концентрация банковского сектора (на банки в госсобственности приходилось около 85% от активов сектора на конец 2019 г.), высокая долларизация кредитов (48%) и уязвимость к внешним шокам, поскольку внешние финансы зависят от экспорта сырьевых товаров и денежных переводов граждан Узбекистана, работающих за рубежом.

«Стабильный» прогноз по рейтингам четырех рассматриваемых банков отражает прогноз по суверенному рейтингу.

Рейтинг приоритетного необеспеченного долга Узпромстройбанка находится на одном уровне с долгосрочными РДЭ банка.

РЕЙТИНГИ УСТОЙЧИВОСТИ

Подтверждение рейтингов устойчивости четырех рассматриваемых банков отражает непростую операционную среду в Узбекистане, некоторые недостатки стандартов выдачи кредитов, высокий рост кредитования (особенно у Микрокредитбанка и Агробанка), значительные объемы долгосрочных кредитов в иностранной валюте (частично в рамках государственных программ развития), лишь умеренную прибыльность, а также высокую зависимость от фондирования со стороны зарубежных банков и международных финансовых организаций (особенно у Банка Асака, Узпромстройбанка и Микрокредитбанка). Рейтинги также отражают хорошие показатели капитализации у всех четырех банков, поддерживаемые взносами капитала от государства в течение последних лет, в том числе в 2019 г.

Рейтинги устойчивости Банка Асака и Узпромстройбанка на одну ступень выше ввиду более сильных баз корпоративных клиентов у этих банков, о чем свидетельствуют их более значительные доли рынка (на каждый из банков приходилось по 13% активов сектора на конец 4 мес. 2020 г.), и, как следствие, доступа к кредитованию государственных компаний более высокого качества. После передачи ФРРУ основной части директивных кредитов в 4 кв. 2019 г. (равных приблизительно трети валовых кредитов у каждого из этих банков) Банк Асака и Узпромстройбанк в настоящее время осуществляют трансформацию своей деятельности в рамках перехода к более коммерческим бизнес-моделям.

Рейтинги устойчивости у Агробанка и Микрокредитбанка «b-» отражают их присутствие в более высокорисковых сегментах кредитования (сельское хозяйство, компании малого и среднего бизнеса и розничные заемщики с доходами ниже среднего уровня), в основном в сельских районах страны, а также слабую операционную эффективность, обусловленную требующими значительных затрат общенациональными филиальными сетями и значительными штатами сотрудников.

У всех четырех банков в последние годы наблюдался быстрый рост, в частности за счет кредитов в рамках государственных программ развития, которые являются долгосрочными и нередко предоставляются с льготными периодами, что обусловливает наличие в их кредитных портфелях значительной доли кредитов, качество которых еще не проверено временем. Фондирование валютного кредитования (представленное в основном долгосрочными кредитами проектного финансирования; объем особенно значителен у Банка Асака и Узпромстройбанка) осуществлялось в основном за счет кредитных линий от международных банков и международных финансовых организаций. Выплаты по этим кредитным линиям являются невысокими в предстоящие 12 месяцев, поскольку они привязаны к графикам погашения по выданным валютным кредитам.

Несмотря на вспышку COVID-19, по прогнозам Fitch, экономика Узбекистана продолжит расти в 2020 г. (2,0% согласно нашему апрельскому прогнозу), и ее рост ускорится до 6,8% в 2021 г. В рамках мер по смягчению влияния пандемии на экономику страны Центральный Банк Республики Узбекистан («ЦБУ») рекомендовал банкам предоставить кредитные каникулы всем розничным заемщикам и индивидуальным предпринимателям на период до шести месяцев, что приведет к увеличению начисленных, но не полученных в денежной форме процентов и росту объема кредитов, качество которых еще не проверено на практике.

Узпромстройбанк

Обесцененные кредиты (кредиты трех нижних категорий риска в регулятивной отчетности) составляли низкие 1% от валовых кредитов на конец 1 кв. 2020 г., в то время как резервы под обесценение превышали их в 3 раза. Долларизация находилась на высоком уровне в 68% на конец 1 кв. 2020 г., и кредитный портфель был в высокой степени концентрированным: на 20 крупнейших заемщиков на конец 2019 г. приходилось 42% от суммарных валовых кредитов.

Прибыльность у Узпромстройбанка несколько сильнее, чем у сопоставимых банков. После передачи низкомаржинальных директивных кредитов и выдачи новых кредитов по рыночным ставкам чистая процентная маржа у банка увеличилась до 5% в 1 кв. 2020 г. В сочетании с хорошей операционной эффективностью, на что указывает отношение затрат к доходам на уровне около 20%, это обусловило хорошую прибыльность до отчислений в резервы под обесценение на уровне 7% от средних кредитов в 1 кв. 2020 г. (в годовом выражении). На отчисления в резервы под обесценение ушли умеренные 50% от прибыли до резервов, поэтому доходность на средний капитал (ROAE) в годовом выражении была на приемлемом уровне в 14%.

Взносы капитала от государства в размере 3 трлн. сумов в 2019 г. поддерживали капитализацию банка. Мы оцениваем отношение основного капитала по методологии Fitch к регулятивным взвешенным по риску активам на уровне 16% на конец 1 кв. 2020 г., что рассматривается агентством как умеренный показатель ввиду потенциальных рисков по качеству активов. Регулятивный показатель капитала 1 уровня был на более высоком уровне, в 18,3%, а регулятивный показатель достаточности общего капитала составлял 21,3%, при этом оба показателя были комфортно выше минимальных регулятивных требований соответственно в 10% и 13%.

Отношение кредитов к депозитам составляло высокие 411% на конец 1 кв. 2020 г., поскольку Узпромстройбанк преимущественно предоставляет финансирование по долгосрочным проектам развития за счет заимствований в иностранной валюте от международных банков и международных финансовых организаций (50% от суммарных обязательств) и государственного фондирования (20%). Ликвидные активы составляли 9% от всех активов на конец 1 кв. 2020 г., комфортно покрывая депозиты на 44%. Несмотря на то, что выплаты по внешнему фондированию в следующие 12 месяцев немного превышали запас ликвидности, мы полагаем, что государство предоставит банку поддержку ликвидностью в случае необходимости (в том числе за счет доступа к кредитной линии от ЦБУ в размере 1,5 трлн. сумов).

Банк Асака

Доля обесцененных кредитов составляла 3,8% от валовых кредитов на конец 1 кв. 2020 г. и на 86% покрывалась резервами на кредитные потери. Долларизация кредитного портфеля была значительной (60%), и он имел высокую концентрацию, что отражает кредитование проектов развития. В то же время риски, связанные с качеством активов, частично сглаживаются наличием гарантий от государства по крупнейшим кредитам банка, которые составляли около трети от валовых кредитов на конец 1 кв. 2020 г.

Прибыльность является лишь небольшой: отношение операционной прибыли к взвешенным по риску активам было на уровне 0,7% в 1 кв. 2020 г. (в годовом выражении). Чистая процентная маржа находится под давлением ввиду низкомаржинального кредитования проектов развития с премией, как правило, примерно на 1%-3% превышающей стоимость фондирования по таким кредитам. Кроме того, на прибыльности сказывались высокие операционные расходы и значительные отчисления в резервы под обесценение, равные 91% от операционной прибыли до отчислений под обесценение в 2019 г.

После значительной рекапитализации, проведенной государством в 2018-2019 гг., по нашим оценкам, отношение основного капитала по методологии Fitch к регулятивным взвешенным по риску активам у Банка Асака улучшилось до 20,6% на конец 1 кв. 2020 г. Регулятивные показатели капитала также были высокими при показателе капитала 1 уровня в 18,6% и показателе достаточности общего капитала в 19,8%, что обеспечивает комфортный запас прочности по сравнению с минимальными нормативами. В то же время мы рассматриваем капитализацию Банка Асака как лишь умеренную ввиду потенциальных проблем с качеством активов и лишь невысокой способности резервировать проблемные активы за счет прибыли до отчислений под обесценение (по оценкам 4,6% от средних кредитов в 2019 г.).

Банк Асака в существенной мере полагается на финансирование, привлекаемое на финансовых рынках, о чем свидетельствует отношение кредитов к депозитам в 309% на конец 2019 г. Существенные 55% суммарных обязательств относятся к заимствованиям от зарубежных банков и международных финансовых организаций, в то время как на государственное фондирование приходилось еще 11%. Ликвидные активы составляли 11% от суммарных активов на конец 1 кв. 2020 г. Профиль погашения по зарубежному внешнему фондированию является среднесрочным и комфортным, при этом ликвидные активы в 5 раз превышали погашения, предстоящие в ближайшие 12 месяцев.

Агробанк

Агробанк имеет более диверсифицированный и менее долларизованный (19%) кредитный портфель, чем Узпромстройбанк и Банк Асака, поскольку Агробанк нацелен на обслуживание фермеров, физических лиц и малого бизнеса в Узбекистане, но также участвует в крупном финансировании кластеров. Обесцененные кредиты были на низком уровне в 1,1% на конец 1 кв. 2020 г., поскольку банк оперативно списывает проблемные кредиты, и покрытие резервами было адекватным - на уровне 77%. В то же время отношение отчислений под обесценение кредитов к средним валовым кредитам было достаточно высоким - на уровне 3%. Риски по качеству активов обусловлены тем, что банк работает с сельскохозяйственным сектором и осуществляет долгосрочное кредитование по программам развития.

Прибыльность у Агробанка является слабой, о чем свидетельствует отношение операционной прибыли к взвешенным по риску активам на уровне 0,4% в 1 кв. 2020 г. (в годовом выражении). Чистая процентная маржа была на умеренном уровне в 6%, но на высокие операционные расходы (отношение затрат к доходам в 55%) и отчисления под обесценение кредитов уходило 86% прибыли до отчислений под обесценение, что обусловило слабый показатель ROAE в годовом выражении на уровне 2% в 1 кв. 2020 г.

Чтобы поддержать роль Агробанка как института развития и рост кредитования у банка, государство с 2016 г. внесло в капитал банка 4 трлн. сумов. Отношение основного капитала по методологии Fitch к регулятивным взвешенным по риску активам по оценкам было на уровне 20% на конец 1 кв. 2020 г., регулятивный показатель капитала 1 уровня составлял 19,5%, а показатель достаточности общего капитала был на уровне 20,5%, и оба из них были приемлемо выше регулятивных минимальных требований.

Зарубежное и государственное фондирование в сумме составляло 57% от всех обязательств Агробанка и обуславливало высокое отношение кредитов к депозитам в 361% на конец 1 кв. 2020 г. Фондирование от государства и связанных с ним структур составляло 44% от обязательств, в то время как 13% приходилось на долю заимствований от международных банковских группы и международных финансовых организаций. Клиентские счета были диверсифицированными. Структура внешнего зарубежного фондирования по срокам погашения у банка является комфортной, и внешние ликвидные активы на конец 1 кв. 2020 г. (составляли 7% от суммарных активов) в 6 раз превышали внешние обязательства с погашением в ближайшие 12 месяцев.

Микрокредитбанк

Обесцененные кредиты составляли 2,6% от валовых кредитов на конец 1 кв. 2020 г. и полностью покрывались резервами. По мнению Fitch, риски по качеству активов обусловлены высоким ростом кредитования (73% в 2019 г., с корректировкой на изменение валютного курса), по-прежнему развивающимися стандартами выдачи кредитов и растущей долларизацией кредитования (36% на конец 1 кв. 2020 г., что представляет собой повышение по сравнению с 11% на конец 1 кв. 2019 г.). Кредитный портфель имеет умеренную концентрацию: на 20 крупнейших заемщиков приходилось 24% от всех кредитов на конец 1 кв. 2020 г.

Прибыльность банка является относительным неблагоприятным рейтинговым фактором, хотя она улучшилась в последние годы и банк вернулся к положительным (хотя и невысоким) значениям прибыли до отчислений под обесценение и чистой прибыли. Чистая процентная маржа была на хорошем уровне в 10% в 2019 г. В то же время ввиду сфокусированности банка на кредитовании заемщиков из сельской местности, его операционная эффективность является слабой, о чем свидетельствует отношение затрат к прибыли в 72%. Отчисления под обесценение кредитов составляли 72% от прибыли до отчислений под обесценение, и показатель ROAE был на низком уровне в 1,4% в 2019 г. Fitch ожидает, что прибыльность банка ухудшится в условиях текущего спада, что может привести к убыткам до отчислений под обесценение.

Позитивное влияние на капитализацию Микрокредитбанка оказывают регулярные взносы со стороны государства. По нашим оценкам, отношение основного капитала по методологии Fitch к регулятивным взвешенным по риску активам было на хорошем уровне в 21,4%. Регулятивные показатели достаточности капитала также были высокими при показателе капитала 1 уровня в 21,2% и показателе достаточности общего капитала в 21,3%, что обеспечивает комфортный запас прочности по сравнению с минимальными нормативами. В то же время мы рассматриваем капитализацию Микрокредитбанка как лишь умеренную ввиду его сфокусированности на рискованном кредитовании по программам развития и ограниченной прибыльности до отчислений под обесценение.

 Микрокредитбанк зависит от финансирования, связанного с государством, которое составляло 36% от всех обязательств на конец 1 кв. 2020 г. Фондирование от зарубежных банков и международных финансовых организаций составляло еще 31%. В то время как запас ликвидных активов у Микрокредитбанка покрывал лишь 63% от планируемых погашений зарубежного долга в ближайшие 12 месяцев, мы полагаем, что банк привлечет долгосрочное финансирование от международных финансовых организаций в 2020 г. и государство предоставит банку поддержку ликвидностью в случае необходимости (например, если кредиты в иностранной валюте не обеспечат достаточный денежный поток для обслуживания этих обязательств).

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ РДЭ, РЕЙТИНГИ ПОДДЕРЖКИ И УРОВНИ ПОДДЕРЖКИ ДОЛГОСРОЧНЫХ РДЭ, РЕЙТИНГ ПРИОРИТЕТНОГО ДОЛГА (УЗПРОМСТРОЙБАНК)

Факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к позитивному рейтинговому действию/повышению рейтингов:

Рейтинги четырех рассматриваемых банков могут быть повышены в случае повышения суверенного РДЭ.

Факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к негативному рейтинговому действию/понижению рейтингов:

Обусловленные поддержкой рейтинги могут быть понижены в случае понижения суверенных рейтингов Узбекистана.

Рейтинги Узпромстройбанка и Банка Асака также могут быть понижены, если в результате приватизации они перестанут находиться в мажоритарной собственности государства. В то же время Fitch ожидает, что даже после приватизации банков их РДЭ будут учитывать поддержку со стороны государства и будут находиться на одну ступень ниже суверенного рейтинга ввиду их системной значимости.

Рейтинг приоритетного необеспеченного долга Узпромстройбанка, вероятно, по- прежнему будет на одном уровне с его долгосрочными РДЭ.

РЕЙТИНГИ УСТОЙЧИВОСТИ

Факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к позитивному рейтинговому действию/повышению рейтингов:

Повышение рейтингов устойчивости возможно в случае улучшения операционной среды в Узбекистане и укрепления коммерческих клиентских баз банков. Для повышения рейтингов устойчивости Агробанка и Микрокредитбанка также потребуется улучшение прибыльности банков и укрепление стандартов выдачи кредитов.

Факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к негативному рейтинговому действию/понижению рейтингов:

 Рейтинги устойчивости всех четырех банков могут быть понижены в случае ухудшения качества их активов или чрезмерного роста, если это не будет в полной мере компенсировано новыми взносами капитала.

БЛАГОПРИЯТНЫЙ/НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ РЕЙТИНГОВЫЙ СЦЕНАРИЙ

Кредитные рейтинги по международной шкале для эмитентов в секторе финансовых организаций имеют благоприятный рейтинговый сценарий (определяемый как 99-й процентиль изменений рейтингов в положительном направлении), предполагающий повышение рейтингов на три ступени в течение трехлетнего рейтингового горизонта, и неблагоприятный рейтинговый сценарий (определяемый как 99-й процентиль изменений рейтингов в отрицательном направлении), предполагающий понижение рейтингов на четыре ступени в течение трех лет. Полный диапазон кредитных рейтингов для благоприятного и неблагоприятного сценариев для всех рейтинговых категорий находится в пределах от «AAA» до «D». Кредитные рейтинги в рамках благоприятного и неблагоприятного сценариев основаны на исторических показателях. Более подробная информация о методологии, используемой при определении кредитных рейтингов для благоприятного и неблагоприятного сценариев по конкретному сектору, доступна по ссылке: https://www.fitchratings.com/site/re/101n579.

ССЫЛКИ НА СУЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЙ ИСТОЧНИК, УКАЗАННЫЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ РЕЙТИНГОВЫЙ ФАКТОР

Основные источники информации, использованные в анализе, приведены в разделе «Применимые методологии».

ПУБЛИЧНЫЕ РЕЙТИНГИ С ПРИВЯЗКОЙ К ДРУГИМ РЕЙТИНГАМ Долгосрочные РДЭ четырех рассматриваемых банков обусловлены суверенной поддержкой от Узбекистана («BB-»/прогноз «Стабильный»).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Банк Асака, Агробанк и Микрокредитбанк имеют оценку релевантности экологических, социальных и управленческих факторов (ESG) на уровне «4» по параметру «Структура управления», поскольку государство принимает значительное участие в управлении банками на уровне совета директоров и применительно к их деятельности. Оценка «3» по параметру «Структура управления» у Узпромстройбанка отражает мнение Fitch о сократившейся зависимости от государства в плане корпоративного управления.

За исключением моментов, рассмотренных выше, самый высокий уровень оценки релевантности ESG соответствует скоринговому баллу 3 - экологические, социальные и управленческие факторы являются нейтральными для кредитоспособности эмитента или оказывают лишь минимальное влияние на его кредитоспособность либо ввиду характера этих факторов, либо ввиду того, как эмитент управляет этими факторами.

Микрокредитбанк

Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «BB-», прогноз «Стабильный»

Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «В»

Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне «BB-», прогноз «Стабильный»

Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне «B»

Рейтинг устойчивости подтвержден на уровне «b-»

Рейтинг поддержки подтвержден на уровне «3»

Уровень поддержки долгосрочного РДЭ подтвержден как «BB-».

УАКБ Узпромстройбанк

Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «BB-», прогноз «Стабильный»

Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «В»

Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне «BB-», прогноз «Стабильный»

Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне «B»

Рейтинг устойчивости подтвержден на уровне «b»

Рейтинг поддержки подтвержден на уровне «3»

Уровень поддержки долгосрочного РДЭ подтвержден как «BB-»

Долгосрочный приоритетный необеспеченный рейтинг подтвержден на уровне «BB-».

АКБ Асака

Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «BB-», прогноз «Стабильный»

Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «В»

Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне «BB-», прогноз «Стабильный»

Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне «B»

Рейтинг устойчивости подтвержден на уровне «b»

Рейтинг поддержки подтвержден на уровне «3»

Уровень поддержки долгосрочного РДЭ подтвержден как «BB-».

ОАКБ Агробанк

Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «BB-», прогноз «Стабильный»

Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «В»

Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне «BB-», прогноз «Стабильный»

Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне «B»

Рейтинг устойчивости подтвержден на уровне «b-»

 
 

+998 71 2815040

Узбекистан, Ташкент Яккасарайский район, проспект Бобура 14


* - Обязательно для заполнения